Урок русского языка в 4-ом классе
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3, склонения в единственном числе».
Цели:
-Совершенствовать умения распознавать падежи, тип склонения существительных, обосновывать написание безударных падежных окончаний, употреблять существительные в нужном падеже.
-Развивать память, наблюдательность, речь учащихся, учить их делать выводы, обобщения.
-Расширять знания детей о пользе, которую леса приносят человеку, о необходимости охраны растительного мира нашей Родины.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Вы уже обратили внимание, как много гостей сегодня у нас на уроке. Поэтому вы должны быть особенно внимательными, собранными и активными.
2.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.
Слайд 1.
к площади к площадке
к кровати к кроватке
к лошади к лошадке
-Прочитайте слова на экране.
-Что объединяет все эти слова, является общим для них?
(Сущ., ед. число, дат. п., безударные окончания.)
-По какому признаку я разделила слова на два столбика?
(разные окончания)
-Вы назвали много общих признаков, почему же окончания разные?
(разное склонение)
-Итак, что надо учитывать при написании безударных падежных окончаний?
(склонение и падеж)
- Вы уже догадались, чем будем сегодня заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.
Слайд 2
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
- Сегодня мы закрепим наши знания по этой теме.
-Давайте составим алгоритм наших действий при выборе окончания существительного. Итак, с чего начнём наши рассуждения.
Слайд 3.
3.Чистописание.
-На минутке чистописания мы повторим написание следующих заглавных букв. Назовите их.
В И Д П Т Р
-Что они вам напомнили? Сколько их?
(это буквы падежей)
-Запишите их в том порядке, как принято называть падежи друг за другом.
-Обратите внимание на высоту букв, наклон, правильное написание верхнего элемента в буквах Т, П, Р.
-Прочитайте следующие строки на доске.
В тревог.. рощи и леса,
Роса на травк.. , как слеза!
-Какая орфограмма пропущена в словах?
-Допишите окончания, действуя по составленному нами алгоритму.
-Какие ещё орфограммы встретились в словах, обозначьте.
- Запишите.
-Какое сравнение использовал автор?
-Чьи это слёзы?
-Подберите синонимы к слову тревога. (волнение, опасение)
4. Беседа.
-Задумайтесь, о чём может плакать лес. Посмотрите следующие фотографии.
Слайд4.
-Почему же на Земле с каждым годом становится всё меньше лесов?
Люди вырубают леса из-за древесины. Много срубленной древесины остаётся в лесах и пропадает без всякой пользы.
Слайд 5.
Много леса погибает во время пожаров. Почему это может произойти? Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могу вызвать пожар. Разводя костёр, люди часто выбирают неподходящее место - рядом с деревьями , низко висящими ветками. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это плохо, и костёр снова разгорается.
Слайд 6.
А сколько мусора оставляют люди после себя в лесу? К чему это может привести? Лес теряет свою красоту, если он захламлён. О железо, стекло может пораниться животное.
Раньше людям казалось - лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. «Лес по деревьям не плачет», говорилось в народной пословице. Это было давно. Теперь стало ясно: леса в опасности, более половины их уже уничтожено. Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски. Платить за бесценные дары любовью и защитой.
5.Наблюдение за словообразованием..
-Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их по составу.
Лес, лесок, лесник, лесничий, лесной, перелесок, подлесок.
Перелесок – небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков или редкий лес, соединяющий лесные массивы.
-Есть ещё такое слово – подлесок, запишите. Как вы думаете, что оно означает? Вас оно заинтересовало? А где можно узнать его значение? (в толковом словаре)
-Это будет одним из дом. заданий.
Подлесок - кустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива.
-Что мы записали?
-С помощью чего образуются новые слова?
-Сравните основы.
6.Наблюдение за словоизменением.
- Сколько же всего дарит нам лес. И это не только древесина. Лес радует своей красотой. А какое дерево называют гордостью наших лесов, символом нашего государства, к его названию очень часто добавляют слово русская. Ответ найдём в стихотворении.
Слайд 7.
Деревьев разных не сочтёшь-
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей.
(В. Алексеев)
-Являются ли родственными слова, которые я подчеркнула?
-Как изменилось слово? (число, падеж)
-Что при этом меняется? (окончание)
-А основа?
- Как изменяются имена сущ.?
- Как называется изменение имён сущ. по падежам?
- Склонение- это словообразование или словоизменение.
7. Склонение существительных.
-Сейчас поработаем все вместе по карточкам. Из каких двух частей они состоят. (Первая обозначает основу, а вторая – окончание.)
-Почему вторая часть карточки разделена на 6 частей? (6 падежей)
-Почему первая часть не разделена? (Она обозначает основу, а основа слова не меняется, меняется только окончание.)
-Допишите падежные окончания имён существительных.
-Проверим.
-Кому достались сущ. 1 скл.
-В каких падежах имеют окончание –е
-Какие окончания в т. п.?
-Кто работал с сущ. 2 скл.
-Есть окончания –е?
-В каком падеже?
-Какие окончания в Т. п.
-Есть ли окончания –е в 3 скл.
-Какая орфограмма появляется в форме Т.п.
-Что будем учитывать при выборе окончания.
8. Комментированное письмо под диктовку. Работа по карточкам.
-Будем тренироваться в правописании безударных падежных окончаний сущ.
-У доски 2 ученика будут работать по карточкам.
-Остальные записывают словосочетания, выполняя орфографический разбор. Комментировать будет…
Ведёт к роще, висят на берёзе, запах земляники, в нежной зелени,
расцвели на поляне, свежим воздухом, подбежал к ёлке.
-Проверим работу по карточкам.
-В каких падежах, у сущ. какого склонения пишется окончание –е? А –и?
9.Физкультминутка.
-Что ещё очень важное даёт человеку лес?
-Лесные растения выделяют огромное количество кислорода. Лес очищает воздух. Прогулки в лесу улучшают наше настроение и укрепляют здоровье.
-Выпрямитесь, отведите назад плечи, расслабьте их, наклоните голову назад, вперёд. Глубоко вздохните, медленно выдохните.
Слайд 8.
-Представьте, что вы в лесу, вдыхаете свежий воздух, слушаете пение птиц, шелест листьев. Закройте глаза. Отдохните.
10. Работа со словарными словами по уровням.
-На доске слова, с которыми мы буде сегодня работать. Задания будут разными.
Задание 1 уровня.
Записать слова, выделить орфограмму, определить склонение.
Задание 2 уровня.
Записать слова в предложном падеже, выделить окончания, определить склонение.
Задание 3 уровня.
Составить словосочетания с каждым словом, употребив сущ. в косвенных падежах, определить склонение, падеж, выделить окончания.
Проверка.
1 уровень.
- Выйти к доске, вставить пропущенные безударные гласные, определить склонение.
2 уровень.
- Какое задание выполняли?
-Окончания при этом получились одинаковые?
-Почему?
3 уровень.
-Прочитайте составленные вами словосочетания.
-Все ли выделенные вами окончания, являются орфограммами?
11. Упр.123, с. 101.
-Всегда ли возникает потребность в проверке окончаний?
-Когда падежные окончания орфограммой не являются?
(Если окончание ударное, если нет варианта написания)
-Назовите только те сущ., у которых окончания – орфограммы.
12. Работа по составлению текста.
-Вы любите бывать в лесу? Лес красив и полон чудес в любое время года. Хорошо и радостно весной в лесу, когда пробуждаются от сна деревья, появляются молодые нежные, листочки. Словно в сказку попадаешь в зимний сонный лес. Давайте вспомним, как красив был лес в осенние дни.
-Прочитайте предложение
Слайд 9
Мы медленно бредём по лесной тропинке.
- Внимательно прочитайте предложение.
- Назовите все орфограммы по порядку.
-Прочитайте ещё раз. Постарайтесь запомнить. Запишите предложение в тетрадь по памяти.
-Проверим.
Слайд 10.
-Открою запись второго предложения.
Под ногами тихо хрустели опавшие листья.
-Прочитайте предложение.
-Может, кто-то из вас заметил и скажет:
Все ли слова точно передают мысль. Давайте поразмышляем.
(Хрустят не листья, а сухие ветки деревьев)
-Давайте выберем слово, которое более точно и выразительно передаёт мысль нашего предложения.
(«Шелестят» тоже не подходит, шелестят листья на деревьях под ветром, листья под ногами именно шуршат.)
Слайд 11.
Под ногами тихо шуршали опавшие листья.
-Назовите орфограммы.
-Запомните. Напишите по памяти.
-А теперь к данному началу давайте составим и запишем несколько своих предложений. Расскажем о том, какой он осенний лес. Какие удивительные картины могли бы вы увидеть в нём.
Слайд 12.
Самостоятельная работа.
-Прочитайте, что у вас получилось?
-Что вы записали? (текст)
-Докажите, что это текст.
-Как его можно озаглавить?
13. Синтаксический разбор предложения.
-Разберите 2 предложение по членам предложения и по частям речи.
14. Заключение.
-Человек может многое. От человека, то есть от нас зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, «болеть душой» за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: «Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети»
Конечно охрана лесов – обязанность государства. Но жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в нём. Нельзя забывать, что мы в гостях у природы и обязаны выполнять правила.
Слайд 13.
-Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей.
15. Итог
-Какая орфограмма была сегодня главной на уроке.
-Кто может сказать, что он научился правильно писать безударные падежные окончания имён существительных?
-Кому ещё это сложно?
-Не переживайте, у нас ещё будут уроки по этой теме, всё у вас получится.
16. Ваше домашнее задание. Написать мини сочинение «Берегите лес».