Урок русского языка в 4-ом классе

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных  1, 2, 3, склонения в единственном числе».

 

Цели:

-Совершенствовать умения распознавать падежи, тип склонения существительных, обосновывать написание безударных падежных окончаний, употреблять существительные в нужном падеже.

-Развивать память, наблюдательность, речь учащихся, учить их делать выводы, обобщения.

-Расширять знания детей о пользе, которую леса приносят человеку, о необходимости  охраны растительного мира нашей Родины.

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Вы уже обратили внимание, как много гостей сегодня у нас на уроке. Поэтому вы должны быть особенно внимательными, собранными и активными.

2.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

Слайд 1.

            к площади                               к площадке

            к кровати                                к кроватке

            к лошади                                 к лошадке

-Прочитайте слова на экране.

-Что объединяет все эти слова, является общим для них?

(Сущ., ед. число, дат. п., безударные окончания.)

-По какому признаку я разделила слова на два столбика?

(разные окончания)

-Вы назвали много общих признаков, почему же окончания разные?

            (разное склонение)

-Итак, что надо учитывать при написании безударных падежных окончаний?

            (склонение и падеж)

- Вы уже догадались, чем будем сегодня заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

Слайд 2

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

- Сегодня мы закрепим наши знания по этой теме.

-Давайте составим алгоритм наших действий при выборе  окончания существительного. Итак, с чего начнём наши рассуждения.

Слайд 3.

 

3.Чистописание.

-На минутке чистописания мы повторим написание следующих заглавных букв. Назовите их.

            В И Д П Т Р

-Что они вам напомнили? Сколько их?

            (это буквы падежей)

-Запишите их в том порядке, как принято называть падежи друг за другом.

-Обратите внимание на высоту букв, наклон, правильное написание верхнего элемента в буквах Т, П, Р.

-Прочитайте следующие строки на доске.

            В тревог..  рощи и леса,

            Роса на травк.. , как слеза!

-Какая орфограмма пропущена в словах?

-Допишите окончания, действуя по составленному нами алгоритму.

-Какие ещё орфограммы встретились в словах, обозначьте.

- Запишите.

-Какое сравнение использовал автор?

-Чьи это слёзы?

-Подберите синонимы к слову тревога.  (волнение, опасение)

 

4. Беседа.

-Задумайтесь, о чём может плакать лес. Посмотрите следующие фотографии.

Слайд4.

-Почему же на Земле с каждым годом становится всё меньше лесов?

Люди вырубают леса из-за древесины. Много срубленной древесины остаётся в лесах и пропадает без всякой пользы.

Слайд 5.

Много леса погибает во время пожаров. Почему это может произойти? Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могу вызвать пожар. Разводя костёр, люди часто выбирают неподходящее место - рядом с деревьями    , низко висящими ветками. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это плохо, и костёр снова разгорается.

Слайд 6.

            А сколько мусора оставляют люди после себя в лесу? К чему это может привести? Лес теряет свою красоту, если он захламлён. О железо, стекло может пораниться животное.

            Раньше людям казалось - лесов так много, что вырубить их все просто  невозможно. «Лес по деревьям не плачет», говорилось в народной пословице. Это было давно. Теперь стало ясно: леса в опасности, более половины их уже уничтожено. Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски. Платить за бесценные дары любовью и защитой.

 

5.Наблюдение за словообразованием..

-Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их по составу.

Лес, лесок, лесник, лесничий, лесной, перелесок, подлесок.

Перелесок – небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков или редкий лес, соединяющий лесные массивы.

-Есть ещё такое слово – подлесок, запишите. Как вы думаете, что оно означает? Вас оно заинтересовало? А где можно узнать его значение?  (в толковом словаре)

-Это будет одним из дом. заданий.

Подлесок - кустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива.

-Что мы записали?

-С помощью чего образуются новые слова?

-Сравните основы.

 

            6.Наблюдение за словоизменением.

- Сколько же всего дарит нам лес. И это не только древесина. Лес радует своей красотой. А какое дерево называют гордостью наших лесов, символом нашего государства, к его названию очень часто добавляют слово русская. Ответ найдём в стихотворении.

Слайд 7.

            Деревьев разных не сочтёшь-

            Одно другого краше.

            Но где ты дерево найдёшь

            Родней берёзки нашей.

 (В. Алексеев)

 

-Являются ли родственными слова, которые я подчеркнула?

-Как изменилось слово?   (число, падеж)

-Что при этом меняется?  (окончание)

-А основа?

- Как изменяются имена сущ.?

- Как называется изменение имён сущ. по падежам?

- Склонение- это словообразование или словоизменение.

 

            7. Склонение существительных.

-Сейчас поработаем все вместе по карточкам. Из каких двух частей они состоят.  (Первая обозначает основу, а вторая – окончание.)

-Почему вторая часть карточки разделена на 6 частей?  (6 падежей)

-Почему первая часть не разделена?  (Она обозначает основу, а основа слова не меняется, меняется только окончание.)

-Допишите падежные окончания имён существительных.

-Проверим.

-Кому достались сущ. 1 скл.

-В каких падежах имеют окончание –е

-Какие окончания в т. п.?

-Кто работал с сущ. 2 скл.

-Есть окончания –е?

-В каком падеже?

-Какие окончания в Т. п.

-Есть ли окончания –е в 3 скл.

-Какая орфограмма появляется в форме Т.п.

-Что будем учитывать при выборе окончания.

            8. Комментированное письмо под диктовку. Работа по карточкам.

-Будем тренироваться в правописании безударных падежных окончаний сущ.

-У доски 2 ученика будут работать по карточкам.

-Остальные записывают словосочетания, выполняя орфографический разбор. Комментировать будет…

            Ведёт к роще, висят на берёзе, запах земляники, в нежной зелени,

            расцвели на поляне, свежим воздухом, подбежал к ёлке.

-Проверим работу по карточкам.

-В каких падежах, у сущ. какого склонения пишется окончание  –е? А –и?

 

            9.Физкультминутка.

-Что ещё очень важное даёт человеку лес?

-Лесные растения выделяют огромное количество кислорода. Лес очищает воздух. Прогулки в лесу улучшают наше настроение и укрепляют здоровье.

-Выпрямитесь, отведите назад плечи, расслабьте их, наклоните голову назад, вперёд. Глубоко вздохните, медленно выдохните.

Слайд 8.

-Представьте, что вы в лесу, вдыхаете свежий воздух, слушаете пение птиц, шелест листьев. Закройте глаза. Отдохните.

 

            10. Работа со словарными словами по уровням.

-На доске слова, с которыми мы буде сегодня работать. Задания будут разными.

Задание 1 уровня.

Записать слова, выделить орфограмму, определить склонение.

                                   Задание 2 уровня.

Записать слова в предложном падеже, выделить окончания, определить склонение.

                                   Задание 3 уровня.

Составить словосочетания с каждым словом, употребив сущ. в косвенных падежах, определить склонение, падеж, выделить окончания.

Проверка.

1 уровень.

- Выйти к доске, вставить пропущенные безударные гласные, определить склонение.

2 уровень.

- Какое задание выполняли?

-Окончания при этом получились одинаковые?

-Почему?

3 уровень.

-Прочитайте составленные вами словосочетания.

-Все ли выделенные вами окончания, являются орфограммами?

 

            11. Упр.123, с. 101.

-Всегда ли возникает потребность в проверке окончаний?

-Когда падежные окончания орфограммой не являются?

(Если окончание ударное, если нет варианта написания)

-Назовите только те сущ., у которых окончания – орфограммы.

 

            12. Работа по составлению текста.

-Вы любите бывать в лесу? Лес красив и полон чудес в любое время года. Хорошо и радостно весной в лесу, когда пробуждаются от сна деревья, появляются молодые нежные, листочки. Словно в сказку попадаешь в зимний сонный лес. Давайте вспомним, как красив был лес в осенние дни.

-Прочитайте предложение

  Слайд 9

 Мы медленно бредём по лесной тропинке.

- Внимательно прочитайте предложение.

- Назовите все орфограммы по порядку.

-Прочитайте ещё раз. Постарайтесь запомнить. Запишите предложение в тетрадь по памяти.

-Проверим.

Слайд 10.

-Открою запись второго предложения.

Под ногами тихо хрустели опавшие листья.

-Прочитайте предложение.

-Может, кто-то из вас заметил и скажет:

Все ли слова точно передают мысль. Давайте поразмышляем.

(Хрустят не листья, а сухие ветки деревьев)

-Давайте выберем слово, которое более точно и выразительно передаёт мысль нашего предложения.

(«Шелестят» тоже не подходит, шелестят листья на деревьях под ветром, листья под ногами именно шуршат.)

Слайд 11.

Под ногами тихо шуршали опавшие листья.

-Назовите орфограммы.

-Запомните. Напишите по памяти.

-А теперь к данному началу давайте составим и запишем  несколько своих предложений. Расскажем о том, какой он  осенний лес. Какие удивительные картины могли бы вы увидеть в нём.

Слайд 12.

            Самостоятельная работа.

-Прочитайте, что у вас получилось?

-Что вы записали?  (текст)

-Докажите, что это текст.

-Как его можно озаглавить?

            13. Синтаксический разбор предложения.

-Разберите 2 предложение по членам предложения и по частям речи.

            14. Заключение.

-Человек может многое. От человека, то есть от нас зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, «болеть душой» за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: «Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети»

            Конечно охрана лесов – обязанность государства. Но жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в нём. Нельзя забывать, что мы в гостях у природы и обязаны выполнять правила.

Слайд 13.

-Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей.

            15. Итог

-Какая орфограмма была сегодня главной на уроке.

-Кто может сказать, что он научился правильно писать безударные падежные окончания имён существительных?

-Кому ещё это сложно?

-Не переживайте, у нас ещё будут уроки по этой теме, всё у вас получится.

            16. Ваше домашнее задание. Написать мини сочинение «Берегите лес».

 

 

 

 

 

 

 

урок русского языка в 4 классе.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 1'020.5 KB