Урок русского языка в 3 классе

Предмет: русский язык

Тема урока: имя существительное.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: формирование общего понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью

речи;

Задачи:

 учить различать предмет и слово как часть речи;

 учить соотносить вопросы кто? и что?;

 показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;

 определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

 развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

 развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с

другими;

 воспитание коллективизма.

Планируемые результаты

Предметные:

распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые

и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД :

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; проговаривать последовательность действий на

уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной целью; высказывать своё предположение,  осуществлять

пошаговый контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия на уроке

 Коммуникативные УУД :

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе группами,

парами, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах ,парах, воспринимать различные точки

зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, оказывать взаимопомощь,

проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:

 

формирование познавательной потребности, положительного отношения к учению, осознавать свои трудности и умение их

преодолевать.

Форма проведения урока: деловая игра

Технологии обучения:

 проблемная

 игровая

 групповая

 информационно-коммуникативные

Методы и формы:

 объяснительно-иллюстративный,

 проблемный,

 работа по учебнику, игра, практическая работа,

 самостоятельная работа, соревнование

Формы обучения: фронтально-индивидуальная, групповая

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

4. Открытие нового знания.

5. Физ. минутка.

6. Применение нового знания. Развитие умений.

7. Работа в группах. Самостоятельная работа.

8. Рефлексия

9. Итог урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

 

Задача: обеспечить доброжелательную внешнюю обстановку для работы и психологически подготовить обучающихся к уроку.

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на уроке русского языка в 3А классе.

 Дорогие мои

Я улыбнусь вам, и вы  улыбнитесь и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны, добры, приветливы.

Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них

- Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу

-Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Бенедикт Спиноза

 

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях

Личностные:  самоопределение

Регулятивные:  

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстника


II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 

Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. подготовить к усвоению нового материала.

Чистописание (с грамматическим заданием)

1.   – Назовите парную согласную буквы «ф», запишите ее.
2.   – Какая буква в алфавите стоит перед буквой «п»? Запишите ее 2 раза.
3.   – Назовите букву, которая обозначает звуки /л/, /ль/. Запишите ее.
4.   – Послушайте скороговорку.
– Какой звук чаще всего звучит в ней?
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.
– Запишите ее.
– А теперь соберите эти буквы, что получилось? (Слово)
Запись в тетрадях.
– О чем же мы будем говорить на уроке?

   Актуализация знаний

   Отправимся мы сегодня в путешествие в одну удивительную страну. У этой страны совершенно волшебное название, оно похоже на журчанье ручейка: «Речь».

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения? (из слов)

- Все слова русского языка делятся на большие группы – …(части речи).

– Как называются жители этой страны? (Части речи)
– Какие части речи вы уже знаете?
-  Дело вот в чём. Сегодня прямо в школу пришёл почтальон и принёс письмо для  учеников 2  класса. 

- Итак, поступило срочное сообщение:

 

ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!!!


III 

Целеполагание.

 

Постановка учебной задачи.

- Побудем сегодня в роли детективов

 Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

-Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:

потерялась часть речи.  На доске появляется запись: ЧАСТЬ РЕЧИ

– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)

Что должны выяснить? По каким приметам узнаём части речи?

  • Какие у вас возникли вопросы?

-Как называется?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

Это и есть цель нашей деятельности.

Мы:

 

  1. -познакомимся с новой частью речи;

узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;

а также научимся распознавать ее среди других слов.

Регулятивные:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование

Познавательные:

самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

моделирование;

 

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;


IV.  Открытие нового знания.

1. Орфографическая работа
Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).

Замените одним словом:
-Движение воздуха - ... (ветер).
 -Холодная погода, холодное время с очень низкой температурой-… (мороз)
-Ледяные кристаллы, по форме напоминающие снежинки, оседающие тонким слоем на поверхности охлаждённых предметов-… (иней)
-Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды-… (дождь)
-Сильный ветер со снегом - ... (метель).
-Сильная метель, снежная буря-… (вьюга)
-Скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе на фоне неба-… (облака)
-Ненастье с громом и молнией - ...(гроза).
Обозначьте и объясните орфограммы.
Найдите среди этих слов слово:
в котором букв меньше, чем звуков;
все согласные звуки являются мягкими;
слова, которые нельзя перенести.

Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)
На центральной части доски появляются таблички
ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
2. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».
Дети по команде учителя изображают животных:
Зайчики! (Скачут.)
Раки! (Отходят назад.)
Лошадки! (Топают ногами.)
Ласточка (руки в стороны, одну ногу вытягивают назад.)
Цапли! (Стоят на одной ноге.)
Медведь (переваливаясь шагают)
Пингвины (малеькие шаги, не сгибая колени, руки внизу)
Как можно назвать слова этой группы?
- На какой вопрос они отвечают?
На доску вывешиваются таблички
КТО? ЖИВОТНЫЕ
3. Работа в группах по инструкции.  
- Как нужно работать в группе?
А) работать дружно
Б) уметь слушать  другого
В) уважать 
Г) помогать друг другу

- Прочитайте слова на карточках.
- Задайте вопрос кто? или что?
- Исключите лишнее.
- Дайте названия группам слов:


страх

радость

печаль

грустный

жалость

любовь

 

портрет

ножницы

циркуль

грабли

кисть

пила

 

доктор

летчик

лечить

плотник

повар

космонавт

 

доктор

летчик

лечить

плотник

повар

космонавт

 

морковь

земляника

ореховый

берёза

ромашка

клен

Отчет групп:
1-я группа-« Чувства», 2- я группа « Инструменты»,
3- я группа- « Профессии людей», 4-я группа-«Растения»

Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?
-На какой вопрос отвечают?
На доске к этому времени выстроилась схема

ЧАСТЬ РЕЧИ
ЧТО? КТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ 
ЖИВОТНЫЕ
ЧУВСТВА
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ
РАСТЕНИЯ 
Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. 
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Обозначено словами.
Какое общее значение имеют все наши слова?
- Предмет. 
4. Работа по учебнику. Упр.74
5. Работа в парах.
- Как вы думаете, давно ли у человечества появилась речь?
- Какие слова древний человек придумал первыми?
Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие
- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его. (в парах)

Карточки

зверь

звериный

озверел

 

одомашнивать

дом

домашнее

 

грозил

грозовое

гроза

 

рыбачили

рыба

рыбный

- А почему?
- Сначала человек придумал имя каждому предмету.
-На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)
-Ребята, вы узнали по фотороботу, какие слова русского языка потерялись?
- Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?
-Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?
Имя существительное (появляется на доске – вместо  таблички ЧАСТЬ РЕЧИ)
-Предположите, откуда такое название?
На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они  способны подумать, как о чём-то  существующем.
По наблюдениям учёных ,существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё что его окружает .Ещё первобытные люди, познавая природу, давали  названия окружающим предметам и явлениям ,и эти наименования закреплялись в языке .Поэтому имя существительное -важнейшая часть речи.
Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи.
Из этого можно сделать вывод , что имя существительное в русском языке употребляется чаще ,чем другие слова.
- Итак, следопыты-разведчики, что  же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?

 

 

Регулятивные: Умение делать выводы в результате совместной деятельности работы

всего класса;

-умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса.

Коммуникативные

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

-осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов;

Коммуникативные

-контроль за действиями партнёра;

 

-Формулировка собственного мнения и позиции;

 


V. Домашнее задание.

– Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

-Что можете о ней рассказать?

 

 

- Что вам особенно понравилось на уроке?

Закончите одно из предложенных выражений.

- Я вспомнил….

- Мне удалось…

- Мне онравилось…

- Я могу похвалить себя за…

-Я для себя сделал открытие…

-Меня удивило…

-Оказывается,что…

-За работу на уроке я бы поставил себе…

С каким настроением вы уходите с этого урока

  • Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

Благодарю всех детективов за работу! 

Спасибо, дети за урок,

Надеюсь, он пошёл вам впрок!

 

 

Регулятивные:

умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;