Прощание с Азбукой

 

Учитель:

Дорогие гости! У нас большая радость –теперь уже все наши дети научились читать и сегодня мы прощаемся с первым учебником – Азбукой.

   

Под музыку в зал входят дети

  

 

 

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители, гости. Сегодня у нас большой праздник. Праздник «Прощания с азбукой». Все ребята очень старались быстрее научиться читать и писать. И вот теперь каждый первоклассник сможет прочитать любую книгу. А ещё страницы Азбуки учили вас быть добрыми, дружными и воспитанными. Поздравляю вас всех. Начинаем наш праздник.

 

1. Почему не на уроках школьники с утра?

   Почему в парадной форме нынче детвора?

   Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,

   Все взволнованы немножко … В чем секрет?

 

2. Дочитали эту книгу школьники вчера.

  А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.

 

3. Я с этой книжкой первый раз

   Пришёл в свой первый светлый класс.

   Я эту книжку полюбил,

   Я в ней все буквы изучил.

   И как мне радостно сказать:

   «Умею я теперь читать!»

 

4. Мы прочтём хороших книг немало,
   Пускай года пройдут и много-много дней,
   Нам Азбука хорошим другом стала,
   Мы этот урок посвящаем ей!

 

3.  Было у всех желанье

    Научиться скорее читать.


    А с чего начинали ребята,

    Мы хотим вам сейчас рассказать.

 

4.      Звуки свистели и звуки шипели,

    Гласные громко песенки пели.

    Составляли предложения,

    Находили ударенье.

 

5.      В нашем классе, не в лесу,

    Громко звали мы лису.

    Закричали мы: «Лиса!»-

    Зазвенели голоса.

    Это мы искали все ударение в «лисе».

 

6.      Мне подумалось: а вдруг

Прибежит лиса на звук?

Мы её на парту сзади

Рядом с _________ посадим:

«Посиди у нас лиса!

Подождут тебя леса!»

(Стук в дверь)

 

Входят Лисёнок, бельчонок и медвежонок

  Здравствуйте, ребята!

  А нельзя ли будет нас

  Взять с собою в первый класс?

 

Учитель:

  Если вы хотите с нами…

  Мы проверим ваши знанья

 

Дети:

  Не умеете, зверята, вы считать,

  Не умеете, зверята, вы читать!

  Что же скажут вам ребята?

 

Звери:

  Согласны, согласны!

 

Учитель:

  Не спешите соглашаться,

  так легко и просчитаться.

  Ну-ка, Мишка наш, скажи,

  сколько будет 2 плюс 3?

 

Медвежонок:

  Это будет…Это будет…

  Что-то около шести

 

Учитель:

  Дети, правильный ответ?

 

Дети: Нет!

 

Учитель:

  Нет, Мишутка, будет…

 

Дети: Пять

 

Учитель:

Не умеешь ты считать!

Задание второе,

Я возьму вот эти буквы

И из них сложу я слово…

Вот уже и все готово (получили слово ШКОЛА)

Эй, Бельчонок, посмотри –

Что написано? Прочти!

 

Бельчонок:

Вот я маленький Бельчонок,

Даже утром и спросонок

Прочитаю лучше всех

Слово сладкое - «орех»!

 

Лисенок:

Каждый братец мой лисенок

Прочитает без ошибки

Слово вкусное такое...

Ну, конечно, это - «рыбка»!

 

Медвежонок:

Ха-ха-ха! Аж смех берет!

Где тут рыбка? Это - «мед»!

 

Учитель:

Успокойтесь, успокойтесь!

И, пожалуйста, не ссорьтесь.

Ребятишки, помогите,

Слово правильно прочтите!

 

Все: «Школа»!

 

Учитель:

Не умеете, зверята, вы считать,

Не умеете, зверята, вы читать!

Что же скажут вам ребята?

 

Все: Надо «Азбуку» достать!

 

Бельчонок:

Очень стыдно нам, поверьте!

Будем мы учиться!

А сегодня мы хотели

На праздник попроситься.

 

Учитель:

Оставайтесь, зверята! Порадуйтесь вместе с нами.

 

Учитель:

Ребята, праздник давно идёт, а Азбуки всё ещё нет. Что случилось?

 

Входит грустная Азбука

(дети подходят к букварю)

 

Девочка.

Азбука! 

Что случилось не поймём?

Мы тебя не узнаем!

Все страницы пусты!

Лишь измазаны листы!


 

Мальчик.

Ой, да здесь письмо лежит,

А на нем печать стоит!

 

Девочка. 

 Не печать, а клякса это!

А письмо-то без конверта!

 

(к детям подходит учительница)

Учитель:

 Дайте мне, я прочитаю,

 Что написано - узнаю!

 (начинает читать письмо)

 Я клякса жирная, большая!

 

(появляется Клякса, забирает письмо и читает сама).

 

Клякса.

   Я - Клякса жирная, большая,

   Я очень черная и злая!

   К вам в класс проникла этой ночью!

   Решила-  праздник вам испорчу!

   Все буквы в узелок связала,

   Все в букваре заколдовала

   Помочь им только тот сумеет,

   Кто трудности преодолеет,

   Кто грамотность свою покажет,

   Кто верно правила расскажет,

   Есть смельчаки средь вас, скажите?

 

Дети кричат: да, да, да!

 

  Ой, сразу все-то не шумите!

  Вот кто сумеет отгадать:

  Как 33-х подружек звать?

 

Девочка. 

 Я знаю! Русский алфавит!

 Он во всем мире знаменит!

 Его мы можем рассказать!

 

Клякса.   

Давай! Я буду проверять!

 

Ученик:

Прапрадедовской порой

Встали буквы в четкий строй.

Строй, как строй, да не простой,

Он зовется азбукой.

 

Учитель.   Гласные здесь?

-Здесь!

 

Ученик

 Гласные тянутся в песенке звонкой,

 Могут заплакать и закричать,

 В темном лесу звать и аукать

 И в колыбельке Аленку качать,

 Но не желают свистеть и ворчать.

 

Учитель:

 Согласные здесь? - Здесь!

 

Ученик:

 А согласные согласны

 Шелестеть,  шептать, скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

 

Учитель:

 Буквы, которые не обозначают звука здесь? - Здесь!

 

Ученик:

 Буквы-значки, как бойцы на парад,

 В четком равненье построились в ряд.

 Каждый в условленном  месте стоит

 И называется он - алфавит.

 

A.        «А» - начало алфавита, тем она и знаменита.
       А узнать ее легко: ноги ставит широко.

 

Б.     Буква «Б» с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

       Буква «Б» бежит к словам: бублик, булка, барабан.

 

B.        «В» округла и важна. «В» для многих слов нужна.
       Для ведерка и волны, ветра, волка и весны.

Г.     И, подобно кочерге, горбит спину буква «Г».

       Буква «Г» начнет слова: гном, гармошка, голова.

 

Д.     Буква «Д», как будто дом. Кто ж играет в доме том?

       Дятел дырочку долбит, дрозд на дудочке дудит

 

Е.     На расческу «Е» похожа.

       Буква «Е» тебе поможет

       Написать в тетрадь слова: ель, Емеля, ерунда.

       «Е» приставим к слову «ДА», получается «ЕДА».

 

Ё.    «Е» и «Ё» - родные сестры. Различать сестер непросто.

      Но у буквы «Ё» две точки, словно в лесенке гвоздочки.

 

Ж   Узнаёшь знакомый звук?

     Буква Ж жужжит, как жук

 

З   З- не просто завитушка,

     З-пружина, крендель, стружка.

     З- звенит словно звонок

     Нас торопит на урок.

 

Н и И. «Н» надела поясок,

       «И» надела поясок,

       Буква «Н» надела ровно, буква «И» - наискосок.

       Ты ей шляпку подари - станет краткой буква «И».

 

К     Буква К как куколка.

      Славненькая буковка

 

Л.    Буква «Л» ногой качала, ложку липкую лизала.

      Этой букве будет рад: лед, лимон и лимонад!

 

М.   Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да я - это мы»!

      А между тем получили букву «М».

 

О.    Посмотри на колесо –

      И увидишь букву «О».

 

 

П.      Что за буква, словно мостик?

        Это «П» пришло к нам в гости.

       «П» поможешь написать: пушка, папа, Петя, пять

 


 Р    «Р» похожа на флажок: палочка, на ней кружок.

 

       Буква «Р» нужна для слов: рак, ромашка, рыба, ров.

 

 

 

Т.       «Т» в антенну превратилось и на крыше очутилось.

 

         После «КО» поставишь «Т», «КОТ» возникнет на листе.

 

 

 

У.        «УЙ!» - сказала буква «У», «Уй, держите! Упаду!»

 

          Кто-то сделал на беду кривобокой букву «У».

 

          Знает бык лишь «М» и «У» и кричит свирепо «МУ»!

 

 

 

Ф.       Буква «Ф» - очки на палке, прибежала из считалки:

 

          Фокус, финик, Фантомас, фантик, Фунтик и фугас,

 

          Федор, филин, фас, Фекла фукает на вас.

 

 

 

Ц и Щ.  Вот такие «Щ» и «Ц»: с коготочком на конце.

 

          Коготок-царапка - как кошачья лапка.

 

 

 

Ч.       Буква «Ч» танцует с нами, будто стульчик вверх ногами.

 

         Встали к букве в хоровод Чик и Чук, и черный кот.

 

 

 

Ш.      «Ш» шептало и шипело. «Ш» слова писать хотело.

 

         Шут, шарманка, Шапокляк, шоколадка, шарик, шмяк.

 

 

 

Ь и Ъ.   Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась.

 

         Хвост вверху нарисовала, тотчас твердым знаком стала.

 

 

 

Э.   Буква «Э» на «С» дивится, словно в зеркало глядится!

 

          Сходство есть наверняка, только нету языка!

 

 

 

Ю.   Чтобы «О» не укатилось,

 

      Крепко гвоздиком прибью.

 

      Ой, смотри-ка, что случилось: 

 

      Получилась буква «Ю».

 

 

 

Я.       Эту букву, как тебя, называют буква «Я».

 

         «Я» кончает алфавит, тихо после всех стоит.

 

 

 

         Дети поют песню «33 родных сестрицы».

 

 

 

Ученик. Ты эти буквы заучи,

 

          Их три десятка с лишним,

 

          Я для тебя они ключи

 

          Ко всем хорошим книжкам.

 

          Тебе чудесные края

 

          Откроет путь от «А» до «Я».

 

Девочка:  Весь алфавит мы рассказали!

 

            Верни нам буквы ! Ты ж обещала

 

 

 

Клякса:   Подумаешь великий труд!

 

            Обещанного-то, три года ждут!

 

 

 

Мальчик: Детей ты, Клякса, не дразни,

 

            Из сердца злобу прогони,

 

            Наш праздник нам не омрачай,

 

            Скорее буква отдавай!

 

            Не то я ластик свой возьму

 

            И мигом кляксу подотру!

 

 

 

Клякса:  Да! Да! Возьмите буквы ваши!

 

           Они сейчас вам дружно спляшут

 

 

 

Выбегают дети- буковки, танцуют

 

 

 

Что ж мы на славу потрудились!

 

Смотрите – буквы появились

 

Вновь на страницах букваря!

 

Старались. Значит, мы не зря!

 

 

 

Клякса: Подумаешь, не зря старались!

 

          А в книжке буквы. слов- то нет!

 

          Вот вам, ребята, мой совет:

 

          Головки больше не ломайте,

 

          Берите мам. Домой шагайте!

 

          Без знаний сможете прожить!

 

 

 

Мальчик: Ой Клякса, ты кончай шутить!

 

           Нам вновь задание давай!

 

           Иначе на себя пеняй!

 

 

 

Клякса:  Ну вот задание другое.

 

          И очень трудное- не скрою!

 

          Слова внимательно читайте

 

          Колдовство моё узнайте

 

          Найду ошибку хоть одну,

 

          Слова в букварь вам не верну

 

 

 

Азбука:  Вы, постараетесь, друзья?

 

          На вас надеюсь очень я!

 

 

 

Дети читают стихотворение и исправляют ошибки

 

Мышы чясто баловались

 

И к кату на зуп попались.

 

 

 

Клякса: Хоть это мне и неприятно,

 

         Но вы, ребята, победили.

 

         Свои слова освободили!

 

 

 

Мальчик: Теперь верни нам предложенья!

 

 

 

Клякса:  А это что за повеленье?

 

          Ты заработай их сначала

 

          Найди конец, найди начало

 

          Вот в этих трудных предложеньях!

 

 

 

Мила мыла куклу кукла упала и разбилась мила заплакала

 

 

 

Учитель: Чтоб предложенья отыскать,

 

           Что надо всем ребятам знать?

 

Ответы детей

 

Несколько человек выполняют задание

 

 

 

Клякса: Какие умные ученики!

 

         Видать вы все отличники.

 

         Всю силу злобную теряю

 

         Вам предложенья возвращаю.

 

         Ах был напрасен весь мой труд!

 

         Меня сейчас, увы,сотрут.

 

 

 

Дети подбегают к азбуке и стирают кляксу.

 

Азбука:

 

Ребята, вы меня спасли,

 

Спасибо вам, что помогли!

 

С вами мне пора прощаться,

 

В библиотеку надо возвращаться.

 

 

 

Учитель: Такую Азбуку теперь и в библиотеку вернуть не стыдно.

 

 

 

Азбука:

 

Только в школу вы пришли –

 

встретилась я с вами

 

Дни учёбы потекли,

 

Стали мы друзьями!

 

Я учила буквам вас,

 

И письму и чтению,

 

Дружбе крепкой и труду,

 

А еще терпению!

 

Вас сегодня не узнать:

 

стали бойко вы читать!

 

Очень грамотными стали,

 

Поумнели, возмужали!

 

И хочу сказать сейчас:

 

« Рада я, друзья, за вас!»

 

 

 

А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру- книгу для чтения. А называется она «Литературное чтение»

 

 

 

Литературное чтение.

 

Вам моё почтение! (кланяется)
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:

 

Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,

 

Поговорки, даже шутки.

 

Пушкин, Лермонтов, Толстой...
Я, учебник непростой!
Так много интересного,

 

Пока вам неизвестного.

 

 

 

От Азбуки я услыхала,

 

что вы знаете немало.
Любознательных люблю,

 

Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,

 

хорошо надо читать.

 

 

 

Ученики:

 

 

 

Азбука, ты отдохни.

 

И на полке полежи.

 

В школу в сентябре опять

 

Первоклассники придут

 

И страницами твоими

 

В царство грамоты войдут

 

 

 

Мы теперь читаем сами

 

Знаем слоги и слова

 

Скажем Азбуке «Спасибо»

 

Расставаться нам пора.

 

 

 

До свиданья, до свиданья!

 

А на следующий год

 

Наша Азбука научит

 

Тех, кто в 1 класс придёт.

 

 

 

   Дорогая Азбука

 

    Мы хотим сказать тебе «спасибо!»

 

     Мы тебя за все благодарим!

 

     Говорим тебе мы: «До свиданья!»

 

    «Здравствуй», - новой книге говорим!

 

   До свидания! До свидания!

 

     А на следующий год

 

     Наша Азбука научит

 

     Тех, кто в первый класс придет

 

 

 

Звери:

 

Мы, Азбука, идём с тобой.

 

Мы ж видим: В знании - сила.

 

С ним нам не страшен враг любой.

 

Оно и кляксу победило.

 

 

 

Поют песню «Учиться надо весело»

 

 

 

Детей поздравляет библиотекарь

 

Поздравление от родителей