Урок Русского языка (1 класс)

 

Урок русского языка по программе «Школа России» 1 класс

 

Тема: Гласные звуки и буквы

 

Цели:

 

1.Обобщить и систематизировать знания о гласных звуках и буквах, закрепить написание гласных в словах после мягких и твёрдых согласных.

 

2.Способствовать развитию кругозора детей, привитию интереса к детской литературе, познавательного интереса.

 

3.Воспитывать бережное отношение к книге, трудолюбие.

 

Познавательные УУД:

 

Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 

представлять информацию в таблице;

 

выявлять сущность, особенности объектов;

 

на основе анализа объектов делать выводы;

 

обобщать и классифицировать по признакам;

 

Регулятивные УУД:

 

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД:

 

Развиваем умение слушать и понимать других;

 

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 

оформлять свои мысли в устной форме;

 

умение работать в паре.

 

Личностные результаты:

 

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

 

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

 

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 _________________________________

 

Ход урока:

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

 

Очень звОнок

 

наш звонОк,

 

начинается урок.

 

Что интересного заметили?

 

Как называются такие слова (амографами)

 

• Что такое ударение?

 

• Какой слог называется ударным, безударным?

 

• На какой слог может падать ударение?

 

• Какова роль ударения?

 

• В каких словах ударение не ставиться?

 

• На какой звук может падать ударение?

 

• Как называется гласный звук на который падает ударение, а на который не падает?

 

Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

 

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой. ударение меняет смысл слова. : Ударение падает на гласный звук, ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый. : на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

 

-На каком этапе урока мы тренируемся красиво писать?

 

2.Минутка чистописания.

 

-Попробуйте отгадать. Какую букву мы будем сегодня писать

 

-Спросите, что мы будем прописывать, не называя букв. Ответы мои будут да или нет. Это согласная? Она указывает на твёрдость? Она обозначает 2 звука? и т.д.

 

- определите закономерность букв в втором ряду: И и И И и и ...

 

- продолжите запись до конца строчки, соблюдая закономерность. Самую красивую букву подчеркните

 

-Обменяйтесь тетрадями и с помощью простого карандаша полечите самую больную буковку соседа..

 

-Что мы сейчас записали?

 

-Какой звук обозначает?

 

 

 

3.Определение темы и цели урока.

 

Посмотрите друг на друга, произнесите звук И. (какие замечательные улыбки). Пусть такое позитивное настроение сопровождает вас целый день.

 

Буква и приглашает нас сегодня в гости во дворец к гласным буквам и обещает раскрыть все секреты из жизни гласных букв и звуков.

 

- Вы догадались, какая тема нашего урока?

 

 

 

Повторим написание букв и их соединений. Я буду диктовать слова, а запишите только ударный слог. Сколько в слоге может быть слогов? А ударных слогов?

 

машина, синица, ученик, стучит, ива, стирка, книга

 

 

 

4. Открытие нового знания

 

-Что общего заметили?

 

-Из чего может состоять слог?

 

Сколько гласных ? Сколько согласных?

 

Вот и первый секрет гласных букв.

 

 

Работа с непроверяемыми написаниями.

 

-Тему нашего урока подскажут слова.

 

 

 

К.р.нд.ш, п.н.л, п…льт.., с..б..к..., м..л..к.. .

 

-Что пропущено у слов? Гласные.

 

-Какие гласные можно вставить без труда? Ударные.

 

-Почему? Сильная позиция.

 

 

 

-Кто хочет у доски вставить ударные гласные? Поможем ему. Хором позовём слово.

 

-Как вы оцениваете работу ученика у доски?

 

-Почему написание оставшихся гласных вызывает сомнение? Слабая позиция.

 

-В каких словах произношение и написание совпадает? В каких нет?

 

-Попробуйте вспомнить безударные гласные и запишите слова в тетрадь.

 

-Как называются слова которые мы записали. Почему они так называются (Написание их надо смотреть в словаре)

 

Какую тайну гласных раскрыли?

 

Обозначить ударные гласные, безударные гласные, разделить на слоги.

 

-Как связаны слоги с темой нашего урока?

 

-Кто выскажет своё мнение?

 

-Это ещё одна тайна гласных. Образуют слог

 

-Сравните количество слогов с количеством гласных.

 

-Оцените правильность деления на слоги. Как называют слова, состоящие из двух слогов, трёх слогов?

 

 

 

-Посмотри на рисунки в учебнике на стр.59 Мы знаем, что звуки –невидимки. Их нельзя увидеть, но можно услышать. Но пришли на помощь квадратные скобки, и звуки стали видимыми. Все мы знаем, что гласные буквы замечательные певцы и как им это удаётся?

 

-Потренируйтесь в паре произнести такие же звуки.

 

-Что получилось? [ а о э у ы и ]

 

-Что общего в произношении этих звуков вы заметили? Воздух не встречает преград, голос.

 

Как отличить гласный звук от согласного?

 

Как отличить

согласный звук от гласного?

 

Гласные звуки

 

 

Согласные звуки

 

Звук состоит только из голоса.

 

 

Звук состоит из шума или из шума и голоса.

 

При произнесении звука воздух проходит свободно, без преград.

 

 

При произнесении звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

 

Гласный звук образует слог.

 

 

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

 

 

 

 

 

Вот несколько секретов гласных звуков.

 

Продолжим наше наблюдение

 

-Сколько гласных звуков в русском языке?

 

Чего больше в русском языке: гласных букв или звуков, которые их обозначают

 

 

 

Ну а здесь как на парад

 

Кто же выстроился в ряд?

 

-Чем эти записи отличаются от предыдущих? Это буквы. букв 10 звуков 6

 

 

 

-Детский писатель Андрей Усачёв заметил эту разницу и написал стихотворение.

 

 

 

Я, ребята, признаю:

 

Нет такого звука Ю.

 

И открытие моё

 

То, что нету звука Ё.

 

Заодно скажу, друзья,

 

Также нет и звука Я.

 

И, прошу поверить мне,

 

Нет на свете звука Е.

 

 

 

-Вспомните. Почему буквы расположены в домике в два ряда?

 

После твёрдого согласного пишу …, после мягкого согласного пишу …

 

Игра: «Поймай нужный звук»

 

Ученики 1-го варианта «ловят» и записывают слова с твёрдым согласным, а ученики 2-го варианта с твёрдым

 

нос- нёс

 

мил-мыл

 

вил-выл

 

рад-ряд

 

тук-тюк

 

мал- мял

 

Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных, а какие твёрдость?

 

А можно сказать так: «Гласный звук и-мягкий. А ы- твёрдый»

 

Продолжим составлять таблицу, достройте ещё карточками.

 

 

 

-А какой ещё в секрет скрывают эти буквы? я е ё ю

 

 

 

-Найдите информацию об этом в учебнике на странице 60. Схема в учебнике.

 

-Назовите друг другу звуки, обозначенные этими буквами.

 

-Из упр.8 приведите примеры слов, в которых эти буквы обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного перед ним.

 

-Выполним звуко- буквенный анализ слова тётя

 

Тётя (тота)- 2 слога, 4б., 4зв.

 

-В каких словах эти буквы обозначают 2 звука?

 

-Выполним звуко-буквенный анализ слова ёжик

 

Ёжик (йожык)- 2 слога, 4 б., 5 зв.

 

-В каком слове наоборот звуков меньше, чем букв.

 

-На какие из этих слов не будем ставить ударение?

 

-Какие слова не сможем перенести?

 

 

 

6. Первичное закрепление

 

Рабочая тетрадь.

 

Упр.1.

 

Упр.з

 

 

 

7.Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

 

 

 

Работа в группах.Составление текста.

 

-Как на письме оформляется предложение

 

 

 

 

 

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

-Какова была тема урока? Что изучали, обобщали?

 

-Кто из вас достиг поставленных целей и запомнил все тайны гласных? Можно перечислить.

 

. Игра «Верю - не верю»

 

1. Гласный звук состоит только из голоса. ДА

 

2. В русском языке 10 гласных звуков НЕТ

 

3. Гласные бывают ударные и безударные ДА

 

4. Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим. ДА

 

5. Сколько согласных в слове, столько и слогов. НЕТ

 

6. Гласные бывают твёрдые и мягкие. НЕТ

 

7. В русском языке нет звука я. ДА

 

8. Согласный звук образует слог НЕТ

 

 

 

– Оцените свою работу на уроке

 

-Возьмите в руки смайлик. Дорисуйте ему ротик.

 

– Что особенно понравилось на уроке?

– Какие трудности возникли?