Урок математики  (1 класс)

Урок математики в 1 классе.

 

Автор учебника: Л.Г. Петерсон

 

Тема: Величины. Длина.

 

Цель:

 

– Познакомить с понятиями «величина»,  «единицы измерения», установить зависимость между результатом измерения и меркой, познакомить с различными единицами измерения, учить использовать их на практике.

 

- Формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в паре. Развивать речь, память, мышление, наблюдательность.

 

- Привитие интереса к предмету, формирование чувства самостоятельности, ответственности.

 

- Воспитание самостоятельности, ответственности, отношения делового сотрудничества.

 

Тип урока: открытие нового знания.

 

Используемые ЦОР: личная презентация, видеофрагмент.

 

 

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

 

Релаксационная игра «Дерево»

 

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте, представьте себя могучим сильным дубом, стройной берёзкой или ивой, склонившейся над рекой.  Ноги-корни крепкие и устойчивые, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.  Ствол-тело ровен и гибок. Он слегка покачивается, но не ломается.  Ветви – руки свободно колышутся вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят,  слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы – прекрасное дерево. Вы спокойны и уверены в себе. Сегодня уверенность в себе вам очень пригодится, ведь вам предстоит открывать новые знания. Вы готовы.

 

2 Актуализация знаний

 

- Вы любите ходить в гости. Сегодня мы отправляемся в гости к героям мультфильма «38 попугаев».  Каждый герой подготовил для вас своё задание.

 

- Первым разминку для вас проведёт Слонёнок.  Он набрал целую гору бананов. Давайте поможем ему их сосчитать.

 

а) -посчитай от 9 до 14

 

-посчитай от 17 до 12

 

-назови соседей числа 14

 

-какое число находится между 16 и 18

 

-решите задачку

 

Слонёнок сорвал 5 бананов, затем ещё 2, затем 3 уронил,1  поднял.  Сколько бананов осталось у слонёнка ?

 

Мартышка приготовила вам интересную задачу – «Где чей домик ?»

 

В домах 1,2 и 3 живут Удав, Мартышка и Попугай. В домиках 1 и 2 живёт не попугай.  Удав живёт не в домике 2. Кто в каком доме живёт ?

 

Задание попугая.

 

-разделите предметы на группы

 

-какие выражения подойдут

 

-сравните выражения, составьте 1 равенство и 1 неравенство

 

-обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга

 

3. Фиксация затруднения в деятельности

 

   Создание проблемной ситуации.

 

 

 

-По каким признакам мы делим предметы на группы ? (по цвету, размеру, форме)

 

-На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать группы предметов, числа, выражения.

 

- А какие ещё свойства предметов вы знаете ? (материал, масса, объём)

 

- А  можно их сравнить с помощью знаков < > = ?

 

- Скажите, можем ли мы определить, какой цвет больше: розовый или голубой ? Зелёный или синий ?

 

- Можем ли мы сравнить цвет с помощью знаков < > = ?

 

- А какая форма больше, треугольная или овальная ?

 

-Можем ли мы сравнивать форму ?

 

-А можете сказать, чей размер ноги больше, мой или Евы ?

 

-Как доказать ? (измерить)

 

4. Определение темы урока

 

Оставьте среди карточек те свойства предметов, которые, как вы считаете, можно сравнить, измерить.

 

 

 

длина

 

объем

 

запах

 

настроение

 

температура

 

масса

 

 

 

-Какое первое открытие сделали ?

 

-Есть свойства, которые можно сравнивать и измерять, а есть те, которые нельзя сравнивать и измерять.

 

Такие свойства называются величинами. Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков < > =. Такие свойства называются величинами. Итак, первое свойство из названия темы нашего урока – величина.

 

Практическая работа.

 

У вас на столе лежат три полоски разных цветов.

 

-Попробуйте сравнить полоски по длине.

 

-Какая из них самая длинная ? Самая короткая ?

 

-Как вы это выяснили ? (наложили полоски друг на друга ?)

 

-По какому признаку сравнивали полоски ? (По длине)

 

-Какой вывод можно сделать, является ли длина величиной ?

 

-Вы уже догадались, какую величину будем изучать ?

 

 

 

Вывод: Длина является величиной, а значит будет нас интересовать.

 

-К названию урока добавляю ещё одно слово – длина.

 

-Прочитайте тему урока.

 

5.Фиксация затруднения в деятельности

 

 Создание проблемной ситуации

 

У нашего знакомого удава возникла проблема. Может быть мы сумеем ему помочь?

 

(Просмотреть отрывок из мультфильма «38 попугаев»)

 

-Какие животные мерили длину удава ?

 

-Какой длины был удав, когда его измерил слонёнок ?(2)

 

-А мартышка (5) ?

 

-А в попугаях длина удава ? (38)

 

 

 

6.Выявление места и причин затруднения

 

 Формулирование проблемы, выдвижение гипотез

 

-Вспомните последние слова удава. (А в попугаях то я гораздо длиннее)

 

-А на самом деле, изменилась ли длина удава ?(нет)

 

-А в чём же проблема ?(пользовались разными мерками )

 

-Что такое мерка ?(то, чем меряем)

 

 

 

7. Постановка цели деятельности

 

Поиск решения проблемы.

 

Решением этой проблемы мы и займёмся

 

- Что нам необходимо выяснить ?

 

         1. познакомиться с единицами измерения длины

 

         2. научиться измерять

 

          3. научиться сравнивать длины.

 

Физкультминутка

 

8.Построение проекта выхода из затруднения

 

Будем разбираться

 

- Кто из животных был самый крупный ? (слон)

 

- В слонах удав- 2

 

- Кто самый маленький ?(попугай )

 

-А в попугаях-38

 

- Что заметили, сделайте вывод

 

Вывод: чем больше мерка, тем меньше раз она укладывается

 

Работа в тетради. №1

 

-Маленький цветной отрезок это мерка для измерения длины Её  называют единичным отрезком.

 

-Запишите, сколько раз каждый отрезок укладывается в отрезке АВ

 

-Почему получилась разная длина ? (разные единичные отрезки)

 

-Что вы заметили ? (чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он укладывается в отрезок АВ)

 

- Обратите внимание. Рядом с цифрой стоит буква. Что она означает ?

 

- Это имя мерки. Поэтому такие числа называют именованными.

 

Практическая работа

 

На доске два отрезка. Сравните их на глаз.

 

- Как узнать точно, какой из них длиннее, а какой короче? (будем измерять.)

 

 Катя измерит первый отрезок белой меркой

 

-Какой меркой будем измерять второй отрезок, что бы их сравнить.

 

 Вывод: Сравнить отрезки можно тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.

 

Запись на доске: 5к < 6к

 

                                5к… 5б     Смогу сравнить ?

 

(Сравнивая два измеренных числа,  надо сравнивать числа, но только если единицы измерения одинаковы.)

 

9.Закрепление

 

Работа в тетради.  №2.

 

- Что же, выходит длина одинаковая судя по числам ? ( Нет, просто мерки разные)

 

10. Знакомство с единицами измерения длины

 

-В древности для измерения длин использовались измерительные приборы, которые всегда были при себе: пальцы, руки.  Одной из самых распространённых единиц измерения был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца.  Локтями купцы измеряли длину ткани, наматывая на руку, высоту дерева, срубленного на постройку дома.

 

- Посмотрите внимательно на рисунке в учебнике и назовите единицы измерения длины, которые услышали от меня.

 

Практическая работа.

 

-Давайте измерим шагами длину классной комнаты.

 

Проблемная задача.

 

Ева сделала 17 шагов, Саша – 12. Кто из них прошёл больше ? (Прошли одинаковое расстояние оба, прошли расстояние, равное длине класса. )

 

-А если бы они измеряли  длину разных помещений, могли бы мы по этим результатам сказать, длина какого больше, а какого – меньше. ?

 

Такие мерки как локоть, сажень, шаг могут быть у разных людей одинаковыми, а могут и нет.  Вы убедились, что может получиться неразбериха и путаница, если люди будут пользоваться ими.

 

Чтобы можно было измерять длину одинаковыми мерками, люди договорились и приняли за единичный отрезок сантиметр.

 

Работа по учебнику № 2

 

Рассмотрите сантиметр. Приложите пальчики. Какой пальчик вмещается? 1 см – это 2 клеточки в вашей тетради.

 

 Измерить длину предмета в сантиметрах нам поможет линейка. Цифры на линейке обозначают количество отложенных см.

 

Алгоритм измерения длины отрезка

 

1.     Приложить линейку к отрезку

 

2.     Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки

 

3.     Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка

 

4.     Назвать или записать ответ

 

Самостоятельная работа

 

Работа в тетради № 3

 

Рефлексия

 

- Что такое величина ? (Величина – это количественная характеристика некоторого свойства предметов.)

 

- С какой величиной вы сегодня познакомились ? (С длиной)

 

- Что нужно сделать что бы измерить длину отрезка ? (Выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемом отрезке)

 

- При каком условии можно сравнивать длины отрезков ? (При условии, что длины отрезков измерены одной и той же меркой.)

 

- Оцените свою работу на уроке.

 

- Кто хорошо разобрался в новом материале ?

 

- Кому нужна помощь учителя или одноклассников ?

 

Подведение итогов урока

 

- Какие знания вы сегодня приобрели ?

 

- Где вам может пригодиться умение измерять длину ?