Урок математики (1 класс)
Урок математики в 1 классе.
Автор учебника: Л.Г. Петерсон
Тема: Величины. Длина.
Цель:
– Познакомить с понятиями «величина», «единицы измерения», установить зависимость между результатом измерения и меркой, познакомить с различными единицами измерения, учить использовать их на практике.
- Формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в паре. Развивать речь, память, мышление, наблюдательность.
- Привитие интереса к предмету, формирование чувства самостоятельности, ответственности.
- Воспитание самостоятельности, ответственности, отношения делового сотрудничества.
Тип урока: открытие нового знания.
Используемые ЦОР: личная презентация, видеофрагмент.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Релаксационная игра «Дерево»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте, представьте себя могучим сильным дубом, стройной берёзкой или ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепкие и устойчивые, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок. Он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно колышутся вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы – прекрасное дерево. Вы спокойны и уверены в себе. Сегодня уверенность в себе вам очень пригодится, ведь вам предстоит открывать новые знания. Вы готовы.
2 Актуализация знаний
- Вы любите ходить в гости. Сегодня мы отправляемся в гости к героям мультфильма «38 попугаев». Каждый герой подготовил для вас своё задание.
- Первым разминку для вас проведёт Слонёнок. Он набрал целую гору бананов. Давайте поможем ему их сосчитать.
а) -посчитай от 9 до 14
-посчитай от 17 до 12
-назови соседей числа 14
-какое число находится между 16 и 18
-решите задачку
Слонёнок сорвал 5 бананов, затем ещё 2, затем 3 уронил,1 поднял. Сколько бананов осталось у слонёнка ?
Мартышка приготовила вам интересную задачу – «Где чей домик ?»
В домах 1,2 и 3 живут Удав, Мартышка и Попугай. В домиках 1 и 2 живёт не попугай. Удав живёт не в домике 2. Кто в каком доме живёт ?
Задание попугая.
-разделите предметы на группы
-какие выражения подойдут
-сравните выражения, составьте 1 равенство и 1 неравенство
-обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга
3. Фиксация затруднения в деятельности
Создание проблемной ситуации.
-По каким признакам мы делим предметы на группы ? (по цвету, размеру, форме)
-На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать группы предметов, числа, выражения.
- А какие ещё свойства предметов вы знаете ? (материал, масса, объём)
- А можно их сравнить с помощью знаков < > = ?
- Скажите, можем ли мы определить, какой цвет больше: розовый или голубой ? Зелёный или синий ?
- Можем ли мы сравнить цвет с помощью знаков < > = ?
- А какая форма больше, треугольная или овальная ?
-Можем ли мы сравнивать форму ?
-А можете сказать, чей размер ноги больше, мой или Евы ?
-Как доказать ? (измерить)
4. Определение темы урока
Оставьте среди карточек те свойства предметов, которые, как вы считаете, можно сравнить, измерить.
длина |
запах |
настроение |
температура |
масса |
-Какое первое открытие сделали ?
-Есть свойства, которые можно сравнивать и измерять, а есть те, которые нельзя сравнивать и измерять.
Такие свойства называются величинами. Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков < > =. Такие свойства называются величинами. Итак, первое свойство из названия темы нашего урока – величина.
Практическая работа.
У вас на столе лежат три полоски разных цветов.
-Попробуйте сравнить полоски по длине.
-Какая из них самая длинная ? Самая короткая ?
-Как вы это выяснили ? (наложили полоски друг на друга ?)
-По какому признаку сравнивали полоски ? (По длине)
-Какой вывод можно сделать, является ли длина величиной ?
-Вы уже догадались, какую величину будем изучать ?
Вывод: Длина является величиной, а значит будет нас интересовать.
-К названию урока добавляю ещё одно слово – длина.
-Прочитайте тему урока.
5.Фиксация затруднения в деятельности
Создание проблемной ситуации
У нашего знакомого удава возникла проблема. Может быть мы сумеем ему помочь?
(Просмотреть отрывок из мультфильма «38 попугаев»)
-Какие животные мерили длину удава ?
-Какой длины был удав, когда его измерил слонёнок ?(2)
-А мартышка (5) ?
-А в попугаях длина удава ? (38)
6.Выявление места и причин затруднения
Формулирование проблемы, выдвижение гипотез
-Вспомните последние слова удава. (А в попугаях то я гораздо длиннее)
-А на самом деле, изменилась ли длина удава ?(нет)
-А в чём же проблема ?(пользовались разными мерками )
-Что такое мерка ?(то, чем меряем)
7. Постановка цели деятельности
Поиск решения проблемы.
Решением этой проблемы мы и займёмся
- Что нам необходимо выяснить ?
1. познакомиться с единицами измерения длины
2. научиться измерять
3. научиться сравнивать длины.
Физкультминутка
8.Построение проекта выхода из затруднения
Будем разбираться
- Кто из животных был самый крупный ? (слон)
- В слонах удав- 2
- Кто самый маленький ?(попугай )
-А в попугаях-38
- Что заметили, сделайте вывод
Вывод: чем больше мерка, тем меньше раз она укладывается
Работа в тетради. №1
-Маленький цветной отрезок это мерка для измерения длины Её называют единичным отрезком.
-Запишите, сколько раз каждый отрезок укладывается в отрезке АВ
-Почему получилась разная длина ? (разные единичные отрезки)
-Что вы заметили ? (чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он укладывается в отрезок АВ)
- Обратите внимание. Рядом с цифрой стоит буква. Что она означает ?
- Это имя мерки. Поэтому такие числа называют именованными.
Практическая работа
На доске два отрезка. Сравните их на глаз.
- Как узнать точно, какой из них длиннее, а какой короче? (будем измерять.)
Катя измерит первый отрезок белой меркой
-Какой меркой будем измерять второй отрезок, что бы их сравнить.
Вывод: Сравнить отрезки можно тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.
Запись на доске: 5к < 6к
5к… 5б Смогу сравнить ?
(Сравнивая два измеренных числа, надо сравнивать числа, но только если единицы измерения одинаковы.)
9.Закрепление
Работа в тетради. №2.
- Что же, выходит длина одинаковая судя по числам ? ( Нет, просто мерки разные)
10. Знакомство с единицами измерения длины
-В древности для измерения длин использовались измерительные приборы, которые всегда были при себе: пальцы, руки. Одной из самых распространённых единиц измерения был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли длину ткани, наматывая на руку, высоту дерева, срубленного на постройку дома.
- Посмотрите внимательно на рисунке в учебнике и назовите единицы измерения длины, которые услышали от меня.
Практическая работа.
-Давайте измерим шагами длину классной комнаты.
Проблемная задача.
Ева сделала 17 шагов, Саша – 12. Кто из них прошёл больше ? (Прошли одинаковое расстояние оба, прошли расстояние, равное длине класса. )
-А если бы они измеряли длину разных помещений, могли бы мы по этим результатам сказать, длина какого больше, а какого – меньше. ?
Такие мерки как локоть, сажень, шаг могут быть у разных людей одинаковыми, а могут и нет. Вы убедились, что может получиться неразбериха и путаница, если люди будут пользоваться ими.
Чтобы можно было измерять длину одинаковыми мерками, люди договорились и приняли за единичный отрезок сантиметр.
Работа по учебнику № 2
Рассмотрите сантиметр. Приложите пальчики. Какой пальчик вмещается? 1 см – это 2 клеточки в вашей тетради.
Измерить длину предмета в сантиметрах нам поможет линейка. Цифры на линейке обозначают количество отложенных см.
Алгоритм измерения длины отрезка
1. Приложить линейку к отрезку
2. Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки
3. Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка
4. Назвать или записать ответ
Самостоятельная работа
Работа в тетради № 3
Рефлексия
- Что такое величина ? (Величина – это количественная характеристика некоторого свойства предметов.)
- С какой величиной вы сегодня познакомились ? (С длиной)
- Что нужно сделать что бы измерить длину отрезка ? (Выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемом отрезке)
- При каком условии можно сравнивать длины отрезков ? (При условии, что длины отрезков измерены одной и той же меркой.)
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто хорошо разобрался в новом материале ?
- Кому нужна помощь учителя или одноклассников ?
Подведение итогов урока
- Какие знания вы сегодня приобрели ?
- Где вам может пригодиться умение измерять длину ?